Великий пост – образ сорокадневного пощения Иисуса Христа в пустыне перед Его выходом на проповедническое (общественное) служение. Пост – это не самоцель, а средство. Соблюдая Великий пост, христианин лучше подготавливается к празднику Святой Пасхи. Правильное соблюдение поста способствует духовно-нравственному преображению христианина, более тесному единению с Богом и добрыми отношениями с ближними.
Соблюдение Великого поста нельзя сводить исключительно к ограничениям в пище. Пост – не диета в банальном понимании этого слова. В период Великого поста уместно особенно тщательно заниматься духовным деланием.
Значимость духовного поста отражена в песнопениях Постной Триоди: «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением». Девизом Великого поста можно назвать слова святителя Иоанна Златоуста: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».
Дни Великого поста – время особого сокрушения о грехах. С этим обстоятельством связаны и некоторые особенности великопостного богослужения: упраздняются торжественность и веселье; реже слышится пение и больше – чтение; звон бывает редким и скорбным; полная Литургия совершается по субботним и воскресным дням, а вместо неё, по средам и пятницам – Литургия Преждеосвященных Даров. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на богослужениях читается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина. В первые 4 дня Великого поста на повечерии читается Великий канон преподобного Андрея Критского.
Постясь, следует помнить: телесные страсти ослабевают не только ограничениями в еде и в праздных удовольствиях, а ещё и сугубым подвигом молитвы и покаяния. Великий пост подразумевает как телесное воздержание, так и воздержание от всего суетного, препятствующего реализации христианином своего высшего призвания и предназначения: от развлечений, излишних, второстепенных занятий, праздных разговоров.
Пост и покаяние – это наша жертва Богу, а приносить жертву уместно прежде всего примирившись с ближними, по слову Самого Христа. Поэтому последний день перед наступлением Великого поста и называется Прощёным воскресеньем.
Великий пост – многодневный пост, предшествующий празднику Пасхи, состоящий из шести недель святой Четыредесятницы и последней седмицы перед Пасхой – Страстной. Этот пост называется Великим как ввиду его духовной значимости, так и по причине его продолжительности.
Великий пост – образ сорокадневного пощения Иисуса Христа в пустыне перед Его выходом на проповедническое (общественное) служение. Пост – это не самоцель, а средство. Соблюдая Великий пост, христианин лучше подготавливается к празднику Святой Пасхи. Правильное соблюдение поста способствует духовно-нравственному преображению христианина, более тесному единению с Богом и добрыми отношениями с ближними.
Соблюдение Великого поста нельзя сводить исключительно к ограничениям в пище. Пост – не диета в банальном понимании этого слова. В период Великого поста уместно особенно тщательно заниматься духовным деланием.
Значимость духовного поста отражена в песнопениях Постной Триоди: «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением». Девизом Великого поста можно назвать слова святителя Иоанна Златоуста: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».
Дни Великого поста – время особого сокрушения о грехах. С этим обстоятельством связаны и некоторые особенности великопостного богослужения: упраздняются торжественность и веселье; реже слышится пение и больше – чтение; звон бывает редким и скорбным; полная Литургия совершается по субботним и воскресным дням, а вместо неё, по средам и пятницам – Литургия Преждеосвященных Даров. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на богослужениях читается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина. В первые 4 дня Великого поста на повечерии читается Великий канон преподобного Андрея Критского.
Постясь, следует помнить: телесные страсти ослабевают не только ограничениями в еде и в праздных удовольствиях, а ещё и сугубым подвигом молитвы и покаяния. Великий пост подразумевает как телесное воздержание, так и воздержание от всего суетного, препятствующего реализации христианином своего высшего призвания и предназначения: от развлечений, излишних, второстепенных занятий, праздных разговоров.
Автор: Бекорюков А.В.